В Караганде
  • USD 388.70
  • EUR 428.70
  • RUB 6.08
Официальный интернет ресурс акимата города

«Чистая истина» из чистого истока

\"\"

Вторая глава посвящена как раз науке. Здесь Имадад-дин приводит слова пророка о том, что "все плохое этого и того (загробного - Авт.) мира - в невежестве"… В остальных главах автор отдавал дань почтительности, набожности и любви, воспевая чистоту помыслов, стыдливость и совестливость, благонравие и умение прощать. Он также образно и интересно сравнивал опасность чванливости и пользу скромности и многих других человеческих страстей. Учил тому, как опасные нравы могут погубить человека, заставляя лгать, поэтому он призывал избегать плохих деяний, неосторожных шагов и предательства. И предпочесть этим страстям человечность и благодетельность, рассудительность, учтивость и честность, которые продляют и делают приятной жизнь человека.
Никто из востоковедов, изучавших жизнедеятельность отрарского гения Имад ад-дина Абу-л Касыма аль-Фараби, не указывает год его рождения. Скорее всего, в работах средневековых арабских и персидских летописцев такие сведения отсутствуют. Биографы Имад ад-дина только пишут, что он умер в 1210 году. Нам остается только предполагать, что Имадад-дин родился в Отраре приблизительно в 1130-х годах. Начальное образование он получил в одном из отрарских медресе, как и его современники, обучался философии, этике, логике, истории, географии, астрономии и другим наукам. Доказательством тому является главный труд его жизни, преисполненный глубокой мысли.
Однако нельзя утверждать, что Имадад-дин получил образование только в Отраре. Скорее всего, по примеру Ходжи Ахмеда Ясави (1093-1167) он отправился за знаниями в Ясы (Туркестан), Шаш (Ташкент) или Самарканд и Бухару. Ясави, живший на несколько десятков лет раньше Имад ад-дина, хоть и получил образование в древнем Исфиджабе (Сайраме) и Туркестане, позже продолжил учебу в духовных центрах того времени - Самарканде и Бухаре у знаменитого Йусуфа аль-Хамадани (?-1140). Отсюда можно предположить, что Имадад-дин тоже учился в этих крупных религиозных научно-культурных центрах. Ведь его знаменитый трактат "Халисату-л хакайиклимафихи мин аль-асалиб (фи ануа аль-улум) ад-дакаик" пронизан стремлением к познанию неизведанного. Сегодня копии этого трактата хранятся в библиотеках Индии, Голландии, Турции, Египта, Ватикана, а также в фонде рукописей Института востоковедения Санкт-Петербурга (здесь хранится копия, написанная в 1700 году, объемом 117 страниц).
Полное имя отрарского ученого звучит как Имадад-дин Абу-л Касым Махмуд бин Ахмед бин Абу-л Хасан аль-Фараби. Его собственное имя - это Имадад-дин. Абу-л Касым, что означает "отец Касыма" - это псевдоним. Далее идут имена его предков - вначале отца "Махмуд", затем деда "Ахмед" и прадеда "Абу-л Хасан".
Но в "Приложениях" к "Истории арабской литературы" Карла Брокельмана (1868-1956) полное имя нашего знаменитого земляка указано как "Имадад-дин Абу-л Касым Махмуд бин Ахмед бин Абу-л Хасан аль-Фараби (Фарйаби)". Причиной указания двух разных имен - "аль-Фараби" и "Фарйаби", скорее всего, явилась работа английского ученого Чарльза АмброузаСтори, написавшего историю персидской литературы. В своем исследовании Стори называет Имад ад-дина, как "Имадад-дин Абу-л Касым Махмуд бин Ахмеда аль-Фарйаби". Последнее слово "аль-Фарйаби" в имени означает место рождения.
Но Имадад-дин не был родом из Фарйаба (что в Хорасане), как написал Ч. А. Стори. Имадад-дин родился в Отраре. Сегодня мы достоверно знаем, что Имадад-дин Хасан аль-Фараби и Имад ад-дин аль-Фарйаби - это один и тот же человек родом из Отрара.
Судя по всему, Имадад-дин происходил из племени канлы. Средневековый мудрец аль-Койлаки в своем сочинении "Насабнаме" писал, что перед нападением монголов на Отрар шах Хорезма, решив задобрить род канлы, проживавший в Отраре, назначил главой города представителя их племени - Каирхана. Все это происходило как раз в то время, когда в Отраре жил Имадад-дин.
Он родился незадолго до смерти Ходжи Ахмеда Ясави. Поэтому можно утверждать, что он также, как и жители Тараза, Исфиджаба (Сайрам), Шаша (Ташкента), Туркестана, Саурана, Сыгнака, был знаком с хикметами - словами мудрости Ходжи Ахмеда, которые оказали свое влияние на Имад ад-дина.
При его жизни родная ему земля подверглась нашествию каракитаев с востока. Иноземцы одержали победу в Ходженте в 1137 году и окрестностях Самарканда в 1141 году. Постепенно они начали ограничивать исламскую религию и культуру. В связи с этим можно предположить, что для борьбы с иноземцами и ради объединения соотечественников под знаменем ислама Имадад-дин, скорее всего, и написал свою знаменитую "Халисату-л хакайиклимафихи мин аль-асалиб (фи ануа аль-улум) ад-дакаик". Таким образом, "Чистая истина" является религиозно-дидактическим произведением, в определенной степени перекликающимся с "КутатгуБилик" ЖусупаБаласагуни (ХІ век).
Перу Имад ад-дина Абу-л Касыма аль-Фараби также принадлежат произведения "Максуд аль-аулийа фи махасин аль-анбийа" ("Цели святых о достоинствах пророков"), "Унуан аль-мауагиз" ("Темы наставлений") и другие. Сегодня они хранятся в фонде Ташкентского института рукописей.
Остается добавить, что полный вариант трактата мне посчастливилось обнаружить в рукописном фонде знаменитой библиотеки Сулеймания, что в Стамбуле (Турция), он составляет около 300 страниц. Перевод трактата Имад ад-дина в изложении аль-Бадахшани, который я осуществил на казахский и русский языки, вскоре будет издан.
("Казахстанская правда" от 15.07.2013 г.)
 

 


Дата редактирования: 28 Декабря 2015 14:35