• 4814 всего
  • 47 за месяц
  • 1 за неделю

Пресс-центр

Цифровизация здравоохранения: искусственный интеллект и мобильные приложения

Цифровизация

Процесс цифровизации здравоохранения РК в части перехода организаций здравоохранения к безбумажному ведению медицинской документации осуществляется поэтапно – с 1 января 2018 года в нем задействованы организации здравоохранения Акмолинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областей в рамках пилотного проекта.

«С 1 апреля текущего года организации здравоохранения Южно-Казахстанская, Мангыстауская, Павлодарская и Алматинская области в рамках II этапа пилотного проекта приступили к ведению медицинской документации в электронном формате. Всего в рамках I и II этапа пилота задействовано порядка 450 самостоятельных организаций здравоохранения. Утверждена также Дорожная карта, предусматривающая графики для регионов I этапа пилотного проекта: перехода медицинских организаций пилотных регионов на ведение электронных форм и проведения информационно-разъяснительной работы по пилотному проекту», - сказал вице-министр здравоохранения  Олжас Абишев на пресс-конференции в Правительстве.

Искусственный интеллект

Вице-министр рассказал о создании и внедрении искусственного интеллекта в части установления диагноза и управления планами лечения.

«IBM Watson for Oncology» – это когнитивная платформа, предоставляющая онкологам методы лечения доказательной медицины. Программа отбирает индивидуальные методы лечения, масштабирует доступ к онкологической экспертизе и анализирует крупные объемы медицинской литературы, обрабатывая данные более 300 медицинских научных журналов, 200 учебников и почти 15 млн страниц текста. Искусственный интеллект «Watson for Oncology» был обучен ведущими экспертами-онкологами из «National Comprehensive Cancer Network». «Watson for Oncology» и имеет успешный опыт в 15-ти передовых странах по всему миру. Целью проекта является повышение качества оказанной помощи и показателей выживаемости среди населения с онкологическими заболеваниями, оптимизация закупа онко-препаратов», - разъяснил Абишев.

В июне т.г. командой IBM будет сформирована группа на базе пилотируемой организации - РГП на ПХВ «Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии» МЗ РК для выполнения следующего ряда работ: анализ существующих бизнес-процессов и клинических процессов, обработка данных, предоставление технического обзора.

На сегодняшний день сотрудниками института  ведутся работы по отбору пролеченных случаев и нозологий для апробационных работ.

Мобильные приложения

Абишев также рассказал о внедрении мобильных приложений в здравоохранении – mHealth.

Как он отметил, Министерством здравоохранения сформирован единый каталог (https://www.ezdrav.kz/files/applic.pdf) существующих на рынке мобильных приложений в области здравоохранения.

Также создана среда для отечественных разработчиков мобильных приложений в области здравоохранения и медицины, по таким приоритетным направлениям, как: мониторинг лиц с артериальной гипертензией; заболевания сахарным диабетом; хроническая сосудистая недостаточность и мониторинг за динамикой сердечно-сосудистой системы; беременные женщины; управление и мониторинг здоровьем детей; запись на прием к врачу, вызов врача на дом; онлайн консультация с терапевтом, педиатром; оценка работы врачей (бальная система) с возможностью комментирования; постоперационный мониторинг пациента; онлайн консультации по органным заболеваниям; программы управления заболеваниями; мониторинг лечения АРВТ; управление «моим здоровьем»; мобильное приложение для опроса потребителей медицинских услуг.

«Одним из направлений в здравоохранении является внедрение программы управления заболеваниями, с одних целей которой является повышение солидарности пациентов по отношению к своему здоровью. В рамках внедрения программы ведутся работы по разработке и внедрению мобильных приложений для управления хроническими заболеваниями как сахарный диабет, артериальная гипертензия, заболевания системы кровообращения», - добавил Абишев.

Цель внедрения мобильных приложений программы управления заболеваниями: улучшение качества жизни человека с хроническим заболеванием; снижение числа обострений хронических заболеваний; снижение числа вызовов скорой помощи; уменьшение вызова врача на дом; повышение солидарной ответственности человека с хроническим заболеванием.

Он подчеркнул, что во внедрении данных решений используются также тонометры, трекеры и т.п.

«На сегодняшний день ведутся работы по разработке мобильного приложения для патронажных медсестер – «Патронажная медсестра» (МП1). МП1 позволяет вести сбор данных по истории и посещениям беременных женщин и детей, определять риски по социально-бытовым условиям. В МП1 авторизация реализована посредством единой точки авторизации информационных систем МЗ РК», - сообщил вице-министр.

Также разработано мобильное приложение для родителей по уходу за детьми и для беременных женщин – «Уход за детьми раннего возраста» (МП2), который имеет легкий и интуитивно понятный интерфейс и позволяет родителям получить актуальную информацию по правильному уходу за ребенком или за беременной женщиной. Содержательная информационная часть контента МП2 получена от ЮНИСЕФ. Также имеется возможность дополнения при наличии дополнительной информации для размещения. Тестовые версии МП1 и МП2 размещены на Google Play Market и доступны для скачивания.

Государственные услуги

На текущий момент посредством существующих информационных систем МЗ РК в электронном виде оказываются следующие государственные услуги: прикрепление к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь; вызов врача на дом; запись на прием к врачу; аккредитация субъектов здравоохранения; государственная регистрация, перерегистрация и внесение изменений в регистрационное досье лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Кроме того, до конца текущего года запланирована автоматизация/оптимизация государственных услуг в соответствии с Дорожными картами по оптимизации бизнес-процессов при оказании государственных услуг.

Также МЗ РК оказывает содействие в автоматизации/оптимизации бизнес-процессов при оказании государственных услуг других государственных органов в части предоставления профильных сведений посредством межведомственного интеграционного взаимодействия.

В рамках автоматизации процесса выдачи справки формы 086 министерством прорабатывается данный вопрос совместно с поставщиками медицинских информационных систем (МИС) в целях формирования и выдачи указанной справки в электронном виде на уровне МИС с дальнейшей аккумуляцией всех выданных справок в едином хранилище данных МЗ РК.

Защита данных

Как отметил вице-министр, есть два уровня защиты персональных данных: аппаратные и программные.

«На аппаратном уровне в прошлом году министерством здравоохранения был установлен Центр обработки данных третьего поколения TR3, то есть это очень высокого уровня защита информационной безопасности. На программном уровне все эти централизованные данные, которые мы собираем, мы собираем на основе международных стандартов как HL7. То есть все стандарты являются специфическими именно медицинского характера», - сказал Абишев.

Он добавил, что вопрос состоит в другом, если завтра начнется проект Open data, то все данные не персонального характера будут доступными и что потом с ними делать.

«Недавно была конференция интернет-вещей на базе Дворца независимости. Там же присутствовали разработчики IT-компании -  молодые люди и люди в возрасте 45 лет. Я задал вопрос: готовы ли люди делиться своими персональными данными для того, чтобы получать в ответ проанализированную и подготовленную персональную информацию для здорового образа жизни. Больше половины проголосовало, что они готовы делиться своими персональными данным для того, чтобы Министерство здравоохранения либо организации здравоохранения анализировали эти данные и могли составлять индивидуальный план здоровья, не лечения, а именно индивидуальный план здоровья. Мы сейчас видим, что цифровое поколение в принципе готово делиться данными для того, чтобы не болеть. В целях того, чтобы необходимые органы здравоохранения занимались профилактикой на основе данных, которые сейчас мы копим в системе. Это самая главная цель, которую мы хотим достичь через пару лет, чтобы не лечить людей, а сохранять их здоровье на основе цифровых данных», - резюмировал Абишев.

Также вице-министр отчитался о том, что по состоянию на 1 июня 2018 года, оснащение компьютерной техникой врачей и среднего медицинского персонала медицинских организаций по РК составляет 85,5% (количество рабочих мест 97 402 из них обеспечены 83 314). Доступ к сети Интернет по РК имеют организации здравоохранения до районного уровня 100% (количество объектов 785, из них подключены – 785). Доступ к сети Интернет по РК имеют организации здравоохранения ниже районного уровня 46 % (количество объектов – 5 459, из них подключены – 2 512). Доля внедрения МИСов в организациях здравоохранения РК до районного уровня составляет 96,7% (количество объектов 752, из них внедрены – 730). Доля внедрения МИСов в организациях здравоохранения РК ниже районного уровня составляет 41% (количество объектов – 5 459, из них из них внедрены – 2 235).

Кайрат Жандыбаев

Коллаж: Надежда Линникова