В Караганде
  • USD 361.15
  • EUR 414.71
  • RUB 5.53
Официальный интернет ресурс акимата города

Пресс-центр

ГлавнаяПресс-центр

    Для проектов ГЧП внедрят оценку критериев качества

    Если говорить о текущем развитии в сфере ГЧП, то  за 10 месяцев 2018 года заключено 192 договора  на сумму 845 млрд тенге и за этот же период введено в эксплуатацию 49 объектов на сумму 29,1 млрд тенге.

    «Дополнительно, на различных стадиях подготовки находится 721 объект на 1,5 трлн тенге. Прирост за 10 месяцев 2018 года составил 253 проекта», - сказал министр национальной экономики Тимур Сулейменов на заседании Правительства РК.

    Вместе с тем в отраслевом разрезе из 449 объектов большинство приходится на сферы образования (286 объектов), здравоохранения (68 объектов), культуры и спорта (36 объектов). Механизм ГЧП практически не применяется в таких ключевых сферах как водоснабжение и водоотведение, а также туризм.

    Министр назвал лидеров по количеству заключенных договоров в 2018 году, среди которых Алматы - 45, ВКО - 33, Костанайская область - 25 и Акмолинская область 24.

    «Всего объем привлеченных инвестиций на данные проекты составляет 100,6 миллиардов тенге. Больше всего инвестиций привлекли в Астане – 8,5 миллиардов тенге», - пояснил глава ведомства.

    В свою очередь, говоря о развитии ГЧП, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, отметил, что  в сфере ЖКХ заключены договора с частными инвесторами по 6 проектам в Атырауской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской областях и городе Алматы. «Наиболее перспективным является концессионный проект - строительство опреснительного завода в Мангистауской области, стоимостью порядка 50 млрд тенге. Реализация данного проекта позволит снизить дефицит питьевой воды в регионе на 71,4 %», - сказал министр.

    Глава МИР РК добавил, что в целом в курируемых министерством отраслях в рамках механизма государственно-частного партнерства на стадии проработки и реализации находится 18 проектов. Среди которых, проект строительства железнодорожной линии в обход станции Алматы, который позволит на 40% разгрузить станцию Алматы и сократить сроки транспортировки грузов, следующих через неё транзитом в среднем на двое суток. Строительство БАКАД, проект «Строительства и эксплуатации скоростных автомобильных дорог Туркестанской области».

    Вместе с тем, по мнению министра национальной экономики, механизм ГЧП позволил снизить разовую нагрузку на бюджет. 

    «Это 142,1 миллиард тенге по 275 объектам. Это обеспечило 77 тысяч посещений в месяц в медучреждениях. Было введено 30 тысяч мест в детсадах. Построено 6 спортивно-оздоровительных комплексов на 2500 посещений», - сказал Тимур Сулейменов.

    Он подчеркнул, что для дальнейшего развития государственно-частного партнерства настало время перейти от «количества» к «качеству», пояснив, что стоимость проектов практически равна сумме государственных обязательств по проектам ГЧП. То есть проекты структурируются с максимальным применением финансовых мер поддержки из бюджета. Указанные проекты снижают нагрузку на бюджет, в основном, в виде временной отсрочки выплат из бюджета. Однако по таким проектам в будущем бюджет выплатит все затраты.

    «В погоне за количественными показателями отдельными регионами практикуется заключение долгосрочных договоров государственных закупок под видом договоров ГЧП. Заключение таких договоров ведет к существенному уменьшению лимитов государственных обязательств по проектам ГЧП местных исполнительных органов. Они значительно ограничивают возможности МИО на инициирование реально значимых проектов», - считает Сулейменов.

    Министерством нацэкономики в этой связи был проведен анализ текущих проектов ГЧП, в результате которого указанные проекты были разделены на условные 3 категории:

    1. Не требующие возмещения затрат из государственного бюджета;

    2. Требующие возмещения эксплуатационных затрат из государственного бюджета. Примером являются проекты, реализуемые в рамках «Программного ГЧП» (размещение образовательного госзаказа в детских садах).

    3. Требующие возмещения всех затрат частного партнера из государственного бюджета.

    «Из 449 объектов 86 объектов относятся к 1 категории. Их общая сумма составляет лишь 22,6 млрд тенге. При этом, основная часть из 259 объектов относятся ко 2 категории на сумму 270,6 млрд тенге. В 3 категории – 104 объекта на сумму 803,1 млрд тенге», - объяснил он.

    Сулейменов добавил, что в настоящее время министерством начата работа по внедрению критериев качества проектов ГЧП и предлагается для повышения интереса инвесторов к проектам и ведения корректной статистики Министерству финансов обеспечить регистрацию всех договоров ГЧП. Как выяснилось, к настоящему времени зарегистрированы не все заключенные договора. Обусловлено это тем, что органы казначейства не регистрируют договора ГЧП, по которым не предусмотрены государственные обязательства, то есть прямые выплаты из бюджета.

    «Также необходимо внедрить оценку критериев качества и мониторинг сроков подготовки проектов ГЧП, актуализировать Дорожные карты по их развитию с учетом принятых решений, а также расширения сфер ГЧП», - подытожил спикер.

    Следует напомнить, что в нашей стране предусмотрены следующие меры государственной поддержки ГЧП:

    1. поручительства государства по инфраструктурным облигациям;

    2. государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования проектов ГЧП;

    3. передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;

    4. предоставление натурных грантов в соответствии с законодательством РК;

    5. софинансирование проектов ГЧП;

    6. гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг), производимых в ходе реализации проекта ГЧП.

    В 2015 году был принят новый Закон РК «О государственно-частном партнерстве». Эта правовая база сняла ряд ограничений по сферам применения ГЧП, расширила состав участников, формы и виды контрактов, а также позволила внедрить возможность частной финансовой инициативы.

    Развитие и совершенствование процедур ГЧП продолжается и по сей день. В частности, в июле текущего года принят ряд поправок в действующие законодательные акты. Поправки в части признания договоров ГЧП для БВУ в качестве залогового обеспечения. Для реализации большего количества инфраструктурных проектов со значительными выплатами из бюджета, внесены изменения в Методику определения лимитов гособязательств по проектам ГЧП. Внесены соответствующие изменения в действующие критерии отнесения концессионных проектов к особо значимым проектам. Это позволило в городах областного значения реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Для возможности реализации типовых проектов предусмотрена возможность в отраслевых госпрограммах определять базовые параметры. Первым практическим шагом стало изменение Госпрограммы развития образования. В рамках этих программ будут обеспечены студенты местами в общежитиях ВУЗов и колледжей, и строительство детских садов.

    Лариса Дмитрюк

Афиша

Гордимся!

Бокс

ГеннадийГоловкин

Бокс

СерикСапиев

Футбол

ФК
Шахтер

Коньки

АйдоваЕкатерина