В Караганде
  • USD 374.47
  • EUR 421.43
  • RUB 5.54
Официальный интернет ресурс акимата города

Самый известный монумент

 Самый известный монумент

Главная достопримечательность Караганды – это, конечно, «Шахтерская слава». Изображения памятника растиражированы этикетками самых разных товаров и «шапками» газет. Легендарных шахтеров можно встретить на образчиках фирменного стиля и афишах концертов. По произволу смелых дизайнеров им доводилось вместо угольного пласта поддерживать гитару или другой какой предмет, и, удивительное дело, это их отнюдь не портило. И все потому, что карагандинцы любят свой главный памятник. Но далеко не все знают историю его создания. А это славная история…

Место для монумента «Шахтерская слава» было отведено задолго до конкурса проектов будущей визитной карточки Караганды. Партийное руководство, любившее обращаться к народу в таких случаях, стало держать совет со знатными шахтерами, в том числе легендарным Тусупом Кузембаевым. Угольщики и рассказали, как ходили во Дворец горняков получать звезды Героев Соцтруда, по «кладочкам» через заболоченную местность, где ныне разбит Центральный парк. Вверх до проспекта Советского, мимо памятника Сталину, а потом мимо пустыря, на котором в дальнейшем этого памятника уже не было. Вот и решили: раз оставляли здесь следы шахтерские звезды, значит, тут памятнику самое место. 
В 1969 году объявили конкурс на проект монумента. Всего было 11 претендентов, в их числе мастера из Минска, Свердловска, АлмаАты. И пара новообретенных карагандинцев - скульптор Билык из Днепропетровска, приехавший в шахтерский край в поисках работы (и ее было немало, так что полвека карагандинской биографии Анатолия Петровича удались), и москвичархитектор Малков, посланный в Караганду отрабатывать положенные два года после института. Этот дуэт и представил жюри две работы. Первая была с аркой и прочими архитектурными «наворотами», а второй вариант возник в творческом процессе, его решили довести до комиссии и сделали буквально за неделю. Именно он и стал победителем конкурса. 
За перипетиями борьбы Билык не следил - у него были на сдаче два памятника в Каркаралинске. И во Дворец горняков, где подводили итоги, прибежал последним. 
- Вхожу в зал, смотрю, на всех эскизах таблички висят. Ищу, а где же первая премия? - рассказывает Анатолий Петрович. - Вижу, в самом углу стоит еще какая-то работа, я ее сразу не заметил. Подхожу - а это моя работа. И на ней табличка – 1-е место!.. 
Тот эскиз имел существенное отличие от знакомого всем бронзового воплощения: оба шахтера поддерживали угольную глыбу двумя руками. Этот вариант вызвал вопросы у госкомиссии Министерства культуры. Алматинские управленцы озаботили авторов новой проблемой - ведь угольный бассейн казахский, подумайте, как это отразить. И они подумали: конечно, русские и украинцы во главе со Стахановым приехали помогать карагандинским шахтерам. Но основная тяжесть легла на плечи местных уроженцев. Так и сделали - русский поддерживает пласт одной рукой, а казах, как основное действующее лицо, - обеими. В таком виде, как называет его Анатолий Петрович, «с тремя руками», проект был одобрен. 
И началась билыковская пятилетка, с 1969-го по 1974 год, когда монумент был установлен на положенном месте. 
Поскольку в Караганде тогда не было условий для воплощения в жизнь столь грандиозного замысла, Билык поехал в Москву. В мастерской знаменитого Меркурова он лепил «Шахтерскую славу» целый год. 
Потом пришлось побегать по кабинетам - много денег из гонорара ушло на подношения московским столоначальникам, от которых зависело продвижение дела. С того момента, когда под личную ответственность Билыка на сооружение памятника отписали 30 тонн бронзы, добыча вороха бумаг с разрешительными визами легла на плечи скульптора. 
Тем временем монумент отправился из Москвы в Ленинград, и всю зиму его отливали в бронзе. Весной 1973-го карагандинцы приехали принимать работу. Сборка скульптуры шла во дворе, потому что в цех она не помещалась. Из 59 кусков готового литья сварили четыре большие глыбы. И поездом отправили в Караганду. На месте бригада из четырех человек, оснащенная двумя 25-тонными кранами, монтировала памятник 15 дней. 
Что досталось автору на память о «Шахтерской славе»? Анатолий Петрович Билык раскрывает секрет: 
- Это была первая ответственная работа. И на почве такого события я от радости получил инфаркт. Лежал в больнице - сначала в Ленинграде, потом в Москве. Памятник открыли в 1974-м, а год спустя мне дали путевку во Францию. Был строгий медосмотр, так меня пускать не хотели: вот же, говорят, у вас рубец от инфаркта. Пришлось умолять, задабривать, чтобы получилась хорошая ЭКГ. 
И все же от этой работы была ее автору польза. Накануне торжественного открытия 18 мая рядом с монументом соорудили терриконик со смотровой площадкой - для председателя горисполкома. И тот, полюбовавшись видом, поинтересовался условиями работы скульптора-монументалиста. Узнав о двух комнатках, где Билык ютится с семьей, начальник обещал подумать. И в конечном счете нынешняя мастерская Анатолия Петровича, в ста шагах от его творения, досталась благодаря именно ей, «Шахтерской славе». 
Скульптура монумента «Шахтерская слава» весит 20 тонн. Фигуры шахтеров отлиты в бронзе, металл патинирован. Постамент из бетона облицован гранитными блоками. В альбоме «Художники Караганды» о монументе сказано: «Два шахтера - русский и казах - в сильном и энергичном движении подняли над головой пласт угля. В движении фигур выражена гордость рабочего человека, его дерзновение. Вместе с тем «Шахтерская слава» - памятник дружбы народов СССР». В самом деле, к его созданию приложили руку представители многих национальностей. Еще не обретя законченную форму, он успел побывать в Москве и Ленинграде, камни для его постамента обрабатывали в Алма-Ате. 
Композиция любимого карагандинцами монумента действительно динамична, впрочем, как все работы Билыка. Ее идея родилась из впечатлений художника о шахтерском труде. На 31-й шахте Билык общался с горняками, делал наброски. Когда спустился в лаву, говорит, «показалось, что на меня земля валится вся». Особенно поразил труд крепильщиков, делающих все, чтобы крыша не упала на голову. Да и вообще шахтеры запечатлелись в его памяти именно этим единым стремлением удержать пласт над собой. Это сильное движение вверх, символическое «на-гора» выражено в скульптуре. 
Два шахтера на монументе - собирательный образ - мастеру никто не позировал. Билык гордится тем, что этот памятник понравился шахтерам. И действительно, за многие годы никакой другой не затмил величие «Шахтерской славы».

«Известия.kz»


Дата редактирования: 28 Декабря 2015 14:35

Афиша

Гордимся!

Бокс

ГеннадийГоловкин

Бокс

СерикСапиев

Футбол

ФК
Шахтер

Коньки

АйдоваЕкатерина